Неврит лицевого нерва сестринский уход

Под редакцией канд. мед. наук Л. А. Корчицнского

Неврит лицевого нерва сестринский уход

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО СЕСТРИНСКОМУ ДЕЛУ

Издание второе, дополненное

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГИОРД» 1999

В книге изложены новые сведения о медицинских (сестринских) услугах в раз­ные периоды жизни человека. Впервые излагается современная трактовка сестрин­ского процесса, сестринского диагноза и другие сведения, связанные с практичес­кой деятельностью медицинской сестры, на фоне реформ, проводимых в российс­ком здравоохранении.

Показаны особенности работы медицинской сестры с различными видами за­болеваний пациентов. Сестринские манипуляции и процедуры, излагаемые ранее, откорректированы и введены современные. Подробно изложены права и обязанно­сти медицинской сестры, а также порядок повышения квалификации и последую­щей специализации.

Ориентиром для подбора материала и написания данной книги служили требо­вания, предъявляемые Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 0406 „Сестринское дело”.

Рекомендуется в качестве практического пособия для медицинских работни­ков по сестринскому делу и в средних школах по предмету „Валеология и основы безопасности жизни”, а также для населения в домашних условиях.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Коренные изменения в экономической и политической дея­тельности нашего государства существенно отразились на здраво­охранении. Появились новые формы взаимодействия между населением и его обслуживанием медицинским персоналом. Жесткие финансовые рамки обеспечения работников бюджетной сферы породили рыночные отношения и в медицине.

Появились платное, комбинированное и сохранилось бесплатное обслужива­ние. Активно внедряется в жизнь страховая медицина, позволяю­щая пациенту при наличии страхового полиса получить бес­платную медицинскую помощь в рамках договора. Однако во многих случаях за оказанные услуги, медицинскую помощь нужно платить.

Оказанная помощь выступает как товар, а поль­зуется спросом только товар высокого качества. Необходимость в высоком профессионализме медицинских работников, особенно медицинских сестер, повлекла за собой изменение первичной подготовки.

В настоящее время сложилась многоуровневая сис­тема: базовая (медицинские училища), углубленная (колледжи) и высший уровень (факультеты высшего сестринского образова­ния медицинских вузов).

Медицинские сестры, занятые в системе здравоохране­ния, систематически повышают свою квалификацию на курсах (с отрывом и без отрыва от работы). После окончания курсов повышения квалификации медицинская сестра проходит аттес­тацию по определенному профилю работы. Выданный после ат­тестации сертификат подлежит подтверждению через пять лет.

Специальность медицинской сестры „сестринское дело” при­обретает все больший вес. Она существенно меняет роль медицин­ской сестры в системе здравоохранения и во взаимоотношениях с пациентами. В этой специальности главной формой деятельнос­ти является сестринский процесс.

Понятие сестринского процесса значительно расширяет возможности участия медицинской се­стры в оказании помощи и последующем лечении больного.

Она выступает не простым исполнителем воли врача, как было рань­ше, а собирает анамнез, ставит предварительный диагноз и в дальнейшем постоянно следит за поведением больного, сообщает врачу обо всех изменениях, участвует в обходе больных врачом.

Медицинская сестра может самостоятельно вести наблюдение, лечение (вести сестринские истории болезни) определенных групп больных (например, в хосписах), а врача вызывать только для консультации.

Такие большие права и обязанности медицинских сестер в настоящее время обеспечиваются законодательно (Приказ Ми­нистерства здравоохранения Российской Федерации № 249 от 19 августа 1997 г.) и контролируются Ассоциацией медицинских сестер Российской Федерации, которая замыкается на Министер­ство здравоохранения РФ и Всемирную организацию здравоохра­нения ООН.

Происходящие изменения поставили перед авторским коллек­тивом Медицинского училища при Санкт-Петербургском государ­ственном медицинском университете им. И. П.

Павлова задачу в доступной форме показать роль, место, обязанности и права медицинской сестры, а также помочь медицинской сестре в практической деятельности.

В то же время авторы попытались обобщить опыт совместной работы училища и клиник универси­тета по первичной подготовке и повышению квалификации ме­дицинских сестер. Авторы считают, что данная книга может служить пособием по многим разделам учебной программы в средних медицинских учебных заведениях.

В написании книги большую помощь оказали преподаватели Цикловой комиссии основ сестринского дела (председатель — О. Д. Лебедева) Э. А. Бахтюкова, О. В. Мартынюк, Е. П. Краевская, Т. В. Эмануэль, С. Я. Хлебородова.

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. Медицинская сестра — сестра милосердия … 5

   1.1. История развития сестринского дела …….. б

   1.2. Сестринское дело. Современная модель …… 16

   1.3. Сестринский процесс …………… 19

   1.4. Права и обязанности медицинской сестры ….. 21

РАЗДЕЛ 2. Этапы жизнедеятельности человека и медицин­ские услуги в различные возрастные периоды . . 25

   2.1. Здоровый ребенок ……………. 25

      2.1.1. Новорожденный ребенок ……….. 26

      2.1.2. Ребенок до 1 года ………….. 81

      2.1.3. Ребенок от 1 года до 3 лет ………. 89

      2.1.4. Ребенок от 3 до 7 лет ………… 42

      2.1.5. Ребенок младшего школьного возраста (7—12 лет) ……………….. 45

      2.1.6. Ребенок старшего школьного возраста (подросток) ……………….. 47

   2.2. Зрелый возраст …………….. 51

      2.2.1. Факторы, влияющие на здоровье ……. 51

      2.2.2. Гигиена брака ……………. 52

      2.2.3. Строение и функции половых органов …. 58

      2.2.4. Методы контрацепции ………… 54

      2.2.5. Центры планирования семьи ……… 57

      2.2.6. Физиология беременности. Роды ……. 58

      2.2.7. Климактерический период у женщин ….. 68

      2.2.8. Климактерический период у мужчин ….. 64

   2.3. Пациенты пожилого и старческого возраста …. 65

      2.3.1. Геронтология и гериатрия ………. 65

      2.3.2. Правила сбора информации о пациенте …. 67

      2.3.3. Организация питания ………… 68

      2.3.4. Особенности действия на пациентов фармако­логических препаратов ………….. 69

      2.3.5. Работа гериатрического кабинета ……. 70

      2.3.6. Особенности работы с неизлечимыми, умираю­щими пациентами …………….. 72

РАЗДЕЛ 3. Сестринское дело при различных заболеваниях . 74

   3.1. Терапия ………………… 74

      3.1.1. Сердечно-сосудистая система ………  74

      3.1.2. Дыхательная система ………… 80

      3.1.3. Пищеварительная система ………. 90

      3.1.4. Мочевыделительная система* ……… 98      3.1.5. Система крови ……………. 102

   3.2. Хирургия ……………….. 107

      3.2.1. Травмы и наружные кровотечения …… 108

      3.2.2. Закрытые повреждения ……….. 113

      3.2.3. Правила ухода за больными с гипсовой повязкой и вытяжением ……………… 121

      3.2.4. Синдром сдавления …………. 122

      3.2.5. Открытые повреждения мягких тканей. Повязки ………………… 123

      3.2.6. Ожоги ………………. 128

      3.2.7. Отморожения ……………. 131

      3.2.8. Травмы головы и головного мозга …… 133

      3.2.9. Повреждения органов грудной клетки …. 134

      3.2.10. Травмы позвоночного столба …….. 137

Источник: //agnyprofix.narod.ru/book/medsyst.htm

Сестринское дело в невропатологии

Неврит лицевого нерва сестринский уход

Тре­бо­ва­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го об­ра­зо­ва­тель­но­го стан­дар­та к уров­ню под­го­тов­ки спе­циа­ли­стов в об­лас­ти се­ст­рин­ско­го де­ла в нев­ро­па­то­ло­гии для спе­ци­аль­но­сти 0406 Се­ст­рин­ское де­ло, ба­зо­вый уро­вень сред­не­го про­фес­сио­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния

Медицинская сестра должна:

– знать роль сестринского дела при выполнении лечебно-диагностических процедур при заболеваниях нервной системы и их профилактике;

– знать факторы риска, клинические проявления, осложнения и профилактику заболеваний и повреждений нервной системы; обязанности сестры при выполнении лечебно-диагностических процедур;

– уметь осуществлять сестринский процесс: проводить первичную оценку, выявлять проблемы пациента, планировать сестринскую помощь, проводить текущую и итоговую оценку результатов ухода;

– уметь применять универсальные и стандартные меры предосторожности;

– уметь подготовить пациента к диагностическим процедурам;

– уметь выполнять сестринские манипуляции (оказывать медицинские услуги);

– уметь консультировать пациента и семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний;

– уметь оказывать первую медицинскую помощь.

Задания в тестовой форме

1. Причина геморрагического инсульта

а) ревматизм

б) сахарный диабет

в) шейный остеохондроз

г) гипертоническая болезнь

2. Менингеальный симптом — это

а) симптом Бабинского

б) ригидность мышц затылка

в) симптом “свисающей головы”

г) симптом Чураева


3. Сознание больного при геморрагическом инсульте

а) сохранено

б) утрачено на короткое время

в) утрачено на длительное время (кома)

г) изменено по типу сумеречного

4. При транспортировке больного с геморрагией в мозг необходимо

а) убрать из-под головы подушку

б) приподнять ноги

в) часто менять положение головы и туловища

г) избегать изменений положения головы

5. Приступообразные боли в одной половине лица, иногда со слезотечением, выделением слизи из носа, слюнотечением, возникают при

а) неврите лицевого нерва

б) невралгии тройничного нерва

в) шейном остеохондрозе

г) опухоли головного мозга

6. Симптом “заячий глаз”, сглаженность лобных и носогубной складок на пораженной стороне, перекос рта в здоровую сторону характерны для

а) опухоли головного мозга

б) энцефалита

в) неврита лицевого нерва

г) острого нарушения мозгового кровообращения

7. Для спастического паралича характерно

а) снижение сухожильных рефлексов

б) атрофия мышц

в) наличие патологических рефлексов

г) снижение мышечного тонуса

8. Для периферического (вялого) паралича характерно

а) повышение сухожильных рефлексов

б) наличие патологических рефлексов

в) атрофия мышц

г) повышение мышечного тонуса

9. Спастический гемипарез — это нарушение двигательной функции в

а) обеих ногах

б) одной руке

в) одной ноге

г) руке и ноге с одной стороны

10. Невралгия — это

а) воспаление нерва

б) повреждение нерва

в) боль по ходу нерва

г) атрофия нерва

11. Неврит — это

а) воспаление нерва

б) разрыв нерва

в) боль по ходу нерва

г) атрофия нерва

12. Клинический симптом пояснично-крестцового радикулита

а) ригидность затылочных мышц

б) симптом Ласега

в) симптом Горнера

г) симптом Брудзинского

13. Доказательное исследование, позволяющее поставить диагноз менингита

а) увеличение СОЭ крови

б) лейкоцитоз крови

в) изменение ликвора

г) лимфопения крови

14. Основной симптом миастении

а) судороги

б) мышечная утомляемость

в) головная боль

г) тремор кистей

15. Для болезни Паркинсона характерно

а) умственная деградация

б) нарушение координации

в) тремор кистей

г) параличи конечностей

16. При геморрагическом инсульте необходимо

а) придать больному положение с опущенным головным концом

б) положить на голову пузырь со льдом

в) повернуть больного на бок

г) придать больному полусидячее положение

17. Нарастающие, упорные головные боли распирающего характера и явления застоя на глазном дне характерны для

а) энцефалита

б) менингита

в) опухоли головного мозга

г) рассеянного склероза

18. Характерный признак невралгии тройничного нерва

а) приступообразные боли в одной половине лица

б) ригидность затылочных мышц

в) рвота

г) отсутствие складок на лбу при поднимании бровей

19. Постельный режим при остром нарушении мозгового кровообращения соблюдается в течение

а) 14 дней

б) 10 дней

в) 21 дня

г) 30 дней

20. Односторонние поражения: открытый глаз, слезотечение из него, опущен угол рта, не поднимается бровь – это поражение

а) тройничного нерва

б) лицевого нерва

в) седалищного нерва

г) блуждающего нерва


21. Симптом, характерный для тяжелого сотрясения головного мозга

а) головная боль

б) шум в ушах

в) ретроградная амнезия

г) головокружение

22. Атрофия мышц — это основной симптом

а) спастического паралича

б) вялого паралича

в) миастении

г) болезни Паркинсона

23. Ощущение “треска” в шее при поворотах головы характерно для

а) менингита

б) остеохондроза

в) энцефалита

г) опухоли головного мозга

24. Патологические рефлексы характерны для

а) вялого паралича

б) спастического паралича

в) менингита

г) энцефалита

25. Выпячивание родничка у грудных детей наблюдается при

а) менингите

б) энцефалите

в) эпилепсии

г) полиомиелите

Источник: //studopedia.su/15_415_sestrinskoe-delo-v-nevropatologii.html

МедСтраница
Добавить комментарий