Невралгия у недоношенных

Врожденные пороки сердца чаще всего встречаются у недоношенных детей с низким весом при рождении

Невралгия у недоношенных

По оценкам, врожденные пороки сердца встречаются примерно у 1% новорожденных.

Их развитие обычно обусловлено рядом сопутствующих генетических факторов и факторов окружающей среды. Врожденная сердечная недостаточность является относительно частой причиной смерти у новорожденных и младенцев. По данным около 50% детей с диагнозом порока сердца умирают до первого года жизни. Тем не менее, все существующие пороки сердца могут быть вылечены хирургическими процедурами.

Типы врожденных пороков сердца

Врожденные пороки сердца чаще всего встречаются у недоношенных детей с низким весом при рождении. Непосредственные причины нарушений в конструкции этого органа до конца не выяснены. Сосуществование по меньшей мере нескольких генетических факторов и факторов окружающей среды оказывает большое влияние на возникновение пороков сердца. Риск их появления у ребенка увеличивается, когда:

  • Женщина болела краснухой в первом триместре беременности.
  • Беременная женщина курила сигареты, употребляла алкоголь или употребляла наркотики.
  • Женщина с диабетом.
  • У ребенка возникли хромосомные нарушения (включая синдром Дауна и синдром Тернера).

Пороки сердца могут поражать различные структуры этого органа, в том числе: клапаны, желудочки и кровеносные сосуды. Принимая это во внимание выделяется:

  • Дефекты в отделах сердца.
  • Аномальные отклонения в крупных артериях.
  • Неправильный кровоток к сердцу.
  • Частичный или тотальный стеноз клапанов и кровеносных сосудов.

Сужение аортального туннеля (коарктация аорты)

Сужение аорты – это врожденный порок сердца, диагностируемый примерно у 5-10% новорожденных с нарушениями в структуре сердца. Это частичное закрытие аортального света в пределах подключичной артерии слева.

Важно отметить, что этот порок сердца диагностируется гораздо чаще у мальчиков, чем у девочек. Коарктация аорты у детей принимает форму сужения на длинном участке главной артерии.

В то же время это также сопровождается другими пороками сердца, свидетельствующими о гипоплазии структур сердца (например, двустворчатый аортальный клапан, стеноз митрального клапана, гипоплазия дуги аорты).

Среди последствий этого порока сердца можно упомянуть ишемию нижней половины тела, некротический энтероколит, почечную недостаточность. Сужение аорты обычно сопровождается тахикардией, одышкой и увеличением печени. Характерные симптомы этого порока сердца:

  • Ускоренная сердечная деятельность.
  • Одышка.
  • Быстрая утомляемость.
  • Увеличение печени.
  • Низкая выработка мочи.
  • Холодные конечности.
  • Метаболический ацидоз.

Лечение требует немедленного введения простагландина Е1 – гормона с сосудорасширяющими свойствами. Кроме того, необходимо снизить степень неприятных симптомов, которые могут угрожать жизни ребенка, а иногда и осуществить реализацию искусственной вентиляции легких. Хирургическое лечение этого порока сердца может быть использовано не раньше, чем ребенку исполнится 6 месяцев.

Сужение аорты

Стеноз аорты встречается примерно у 8% новорожденных с диагностированным пороком сердца. Учитывая расположение частичной окклюзии главной артерии, наблюдается сужение:

Субоклапан, который представляет собой сужение пути кровотока из левого желудочка, расположен под аортальным клапаном. Следствием этого недуга является перегрузка давлением, что приводит к гипертрофии желудочков.

При этом пороке сердца выявлена: ишемическая болезнь сердца в раннем возрасте, тяжелые аритмии в первую очередь желудочковые, что может вызвать потерю сознания или обструктивный стеноз аорты обычно бессимптомный до подросткового возраста, когда есть боль в груди при частых обмороках.

Сужение аорты, которое не диагностируется в нужное время, может привести к серьезным осложнениям, включая повреждение клапана.

Клапанный аортальный стеноз, для которого характерно частичное закрытие просвета основной артерии на уровне клапана. Этот дефект приводит к быстро прогрессирующей сердечной недостаточности, сопровождающейся отеком легких. По этой причине ребенку требуется немедленное хирургическое вмешательство.

Диагностика приобретенных и врожденных пороков сердца

Основой диагностики как врожденных, так и приобретенных пороков сердца является эхокардиография (ЭХО сердца), которая представляет собой визуальный осмотр, позволяющий проводить неинвазивное исследование структур сердца – клапанов, камер, предсердий и кровеносных сосудов.

Наиболее распространенным типом является трансторакальная эхокардиография. Противопоказанием для этого теста является ожирение (ИМТ более 35), хроническая обструктивная болезнь легких (ХОБЛ).

Другим тестом, используемым в диагностике приобретенных и врожденных пороков сердца, является рентгенологическое исследование грудной клетки (рентген), благодаря которому можно точно определить местоположение, размеры и форму сердца.

Важно отметить, что самое популярное кардиологическое обследование – электрокардиография (ЭКГ) не может быть основным обследованием на наличие подозрений на порок сердца.

Сужение ствола легочной артерии

Стеноз ствола легочной артерии является относительно распространенным пороком сердца у новорожденных – он диагностируется примерно у 6-9% детей. Этот порок сердца в легкой форме обычно не вызывает никаких симптомов.

По этой причине его обычно диагностируют в подростковом или взрослом возрасте в результате одышки и значительного снижения физической работоспособности организма.

Важно отметить, что сужение легочной артерии обычно не требует хирургического вмешательства, а только процедуры легочной вальвулопластики, которая включает в себя расширение клапана.

Противопоказанием к этой процедуре является возникновение диспластического клапана (не полностью сформированного). В этом случае необходимо выполнить операцию на сердце, предусматривающую расширение клапана с помощью специального пластыря.

Сужение митрального клапана

Сужение митрального клапана является относительно редко диагностируемым пороком сердца. Это приводит к нарушению кровотока, повышению давления в левом предсердии и, как следствие, к перегрузке правого желудочка.

Этот дефект встречается в трех вариантах: подклапанный, клапанный и надклапанный. Характерными симптомами этого порока сердца являются: одышка, быстрая утомляемость (снижение толерантности к физическим нагрузкам), недостаток массы тела.

Из-за высокого риска серьезных осложнений рекомендуемым методом лечения этого порока сердца является имплантация искусственного или биологического клапана.

Важно отметить, что люди с искусственными или биологическими клапанами должны принимать антикоагулянты на протяжении всей жизни, потому что у них часто бывают тромбоэмболические осложнения.

Раздел: Статьи
кардиология

Источник: //klinika-nagatinskaya.ru/vrozhdennye-poroki-serdca-u-detej-i-vzroslyh/

Недоношенные малыши ставят новые рекорды

Невралгия у недоношенных

Оксана Альмухаметова, завотделением ОриИТ роддома Клиники ЮУГМУ, и ее подопечные

Татьяна Ездина появилась на свет на 31-ой неделе весом чуть больше буханки хлеба – 820 граммов. Мама Ольга и думать не думала, что второй ребенок подкинет ей такую «легкую» задачку. Так же, как и Наталья – ее сына Марка врачи «достали» в 29 недель и весом всего 630 граммов.

А Марине до сих пор не верится, что ее третий ребенок – дочка Дарина, – взяв старт с 650 граммов, к своим двум годам уже догнала ровесников по развитию.

О том, как дорого даются торопыжки-малыши и родителям, и врачам, какие результаты они сейчас показывают, благодаря чему специалистам удается их выхаживать, читайте в материале ChelDoctor.ru сегодня, в Международный день недоношенного ребенка.

Ольгу Ездину врачи отправили на сохранение. Они диагностировали нарушение кровотока третьей степени, малышка начала задыхаться в утробе. Ольга почувствовала – что-то с доченькой не то. УЗИ подтвердило опасения, и на консилиуме врачи решили не рисковать и кесарить.

«Первые два дня было шоковое состояние – я не понимала, родила я – не родила, хотелось заплакать, а меня поддерживал персонал – не надо плакать, все будет хорошо», – вспоминает Ольга Ездина. На следующий же день к малышке допустили и папу Алексея.

Он рвался увидеть свою девочку, дать ей понять, как она уже любима и долгожданна.

Танечка Ездина – вторая дочь у мамы Оли и папы Алексея, которая родилась на свет весом всего 820 гр.

А дальше начался длинный путь борьбы за вторую дочь – приходили в отделение два раза в день утро-вечер, навещали, а Ольга сцеживались, говорит, тут хорошие аппараты, дома так сцедить не могу. И вот первая маленькая победа – Танечка к своим двум с половиной месяцам весит уже два с половиной килограмма, а все потому, что растет на грудном молоке.

Марк – второй сын в семье Натальи и Тимура Саттаровых. Старшему Максиму уже девять, и к появлению брата он отнесся со всей серьезностью: сам придумал имя, навещал в реанимации, когда разрешили, а сейчас уже заботится и нянчится дома.

Такое редко бывает, поясняют специалисты, что после второго этапа выхаживания такого мелковесного малыша выписали сразу домой, настолько врачи доверяют маме и папе, зная, что они справятся с этим ребенком. А три месяца назад семья пережила настоящее потрясение.

У Натальи поднялось давление, ее положили в роддом, наблюдали неделю – а кровоток нулевой, и на 29 неделе врачи сделали кесарево.

Второй сын в семье Натальи и Тимура Саттаровых родился весом всего 630 граммов

Имя Марк придумал старший брат Максим, мечтавший о младшем братике

«Я все видела, слышала и понимала (эпидуральная анестезия), как делали операцию, как его достали, такого маленького совсем, размером всего-то с горбулку, – вспоминает Наталья Саттарова, мама двоих сыновей. – Неожиданный поворот: второй ребенок – вроде бы не так все и страшно, а все равно переживаешь, что такой маленький вес.

Ну ничего, растем! Мы каждый день приходили к сыну, навещали, смотрели, как он растет, набирает вес, он находился под постоянным присмотром врачей, персонала, молодцы они». «Мы знали, что лялька наша в надежных руках», – добавляет папа. Сейчас маленькому Марку уже три месяца, и рекордный для него вес – 3200 гр.

Все наладилось, все вспомнилось – кушает мальчишечка нормально, ведет себя хорошо, спит, растет, догоняет свой рост и вес.

Дарине Нафиковой в январе уже исполнится два годика. Глядя на эту симпатичную девчушечку с шоколадной конфетой за щекой, и не догадаться, что на свет она появилась всего-то с 650 граммами веса. История все та же – гестоз, давление, нарушение кровотока, экстренное кесарево.

У мамы Марины это уже третий ребенок. «Как не страшно?! Страшно! Двоих детей нормально выносила, выходила, а тут такая неизвестность – что будет дальше, очень было страшно, – волнуется Марина Нафикова.

– Уверенность появилась, когда сняли с ИВЛ, дочка начала дышать самостоятельно – стало спокойнее: выхаживаем, вынашиваем.

Дарина к своим году и десяти месяцам уже догнала сверстников

При рождении малышка весила всего 650 граммов

Три месяца лежали, потом стало полегче, врачи сказали – если не будете болеть до года, то все с вами будет хорошо, и мы старались, держались. Нас наблюдали с пристрастием, потому что мы находились на ИВЛ».

Мама радуется – своих сверстников Дарина уже практически догнала: ходит, хорошо кушает, сама, все, что соответствует возрасту, выполняет.

Говорит «мама, папа», все понимает, общается, речевое развитие, может быть, не такое бурное и яркое, но опять же все дети разные, кто-то и до трех лет молчит, не унывает мама.

День недоношенного впервые отмечался в Вене в 2009 году Европейской ассоциацией по уходу за новорожденными детьми. В 2010 году в его празднование включились еще 12 стран Европы, потом этот день распространился по всей планете.

В 2011 году под эгидой минздрава региона и управления здравоохранения администрации города он впервые прошел и в Челябинске.

С тех пор ежегодно 17 ноября проводятся мероприятия в крупных учреждениях по родовспоможению, в частности, в клинике ЮУГМУ, которые призваны объединить и родителей, и врачей в решении задач недоношенных малышей.

По статистике ВОЗ в мире рождается около 130 миллионов детей в год, из них 10% – порядка 13 миллионов – это недоношенные малыши, которые появились на свет раньше срока.

Выхаживание недоношенных малышей похоже на чудо

Ежедневный труд и профессионализм врачей и всего персонала помогает в борьбе за малышей

Задача специалистов – привлечь внимание к преждевременным родам и недоношенным детям, рассказать, как можно этого избежать и добиться сохранения полного срока беременности. Появление на свет недоношенного ребенка – это очень волнительно для семьи и ответственно, ставит перед ней сразу много задач.

Константин Романенко, главный неонатолог минздрава Челябинской области, заведующий отделением реанимации и ИТ ДГКБ №8, к.м.н.

«К сожалению, преждевременных родов избежать не всегда удается, но когда это случается, то правильность ведения самих преждевременных родов помогает нам, неонатологам, заняться ребенком и получить в будущем, скажем так, меньше проблем, – говорит главный неонатолог минздрава Челябинской области, заведующий отделением реанимации и ИТ ДГКБ №8, к.м.н., Константин Романенко. – И малышу значительно легче освоиться в новых условиях, если акушерская составляющая выполнена правильно. Существует протокол ведения преждевременных родов, и наши акушеры по большому счету молодцы».

Татьяна Узлова, заместитель главного врача по акушерству и гинекологии клиники ЮУГМУ, д.м.н., профессор

Роддом Клиники ЮУГМУ – стационар 3-Б уровня, оказывающий медицинскую помощь женщинам с тяжелой акушерской патологией, которая приводит к задержке развития плода.

Это плацентарная недостаточность, преэклампсия, неправильное расположение плаценты, с ее предлежанием, прорастанием, врастанием, миома, опухоли придатков, тяжелая соматическая патология, когда требуется родоразрешение в экстренном порядке или досрочно после предварительной подготовки, и многое другое.

«Иногда подготовка минимальна, иногда нам удается пролонгировать беременность на день, два, неделю, две, четыре – в каждой ситуации по разному.

Для ребенка важен каждый день, проведенный в утробе матери, поэтому мы наблюдаем за мамочками, за состоянием плода, и если состояние или того, или другого ухудшается, развивается плацентарная недостаточность, то мы идем на досрочное родоразрешение, – отмечает заместитель главного врача по акушерству и гинекологии, д.м.н.

, профессор Татьяна Узлова.Очень бережно при кесаревом сечении стараемся извлечь в целом плодном пузыре, с пуповиной и плацентой, и таким органокомплексом передаем неонатологам, чтобы сохранить тепловую цепочку, не нанести травмы ни инструментом, ни руками. Околоплодный пузырь вскрывается на реанимационном столике, максимально кровь сцеживается в кровоток ребеночка, чтобы он не потерял ни одного миллилитра, и помощь уже оказывают неонатологи».

Технология кесарева сечения в клинике тоже разработана своя собственная, даже разрез на матке выбирается в зависимости от положения ребенка, исходя из акушерской ситуации. Процент преждевременных родов по стационару – почти семь: 6,8 – 6,89%.

Часто бывает, что ребенок в 24-27 недель весит всего 330 – 400 граммов, а должен быть более 500.

Это потому и происходит, что питания ему не хватает, он отстает в развитии, страдает внутриутробно, и тогда врачи идут на родоразрешение, чтобы спасти жизнь и маме, и малышу, дать шанс быть вместе.

По словам специалиста, недоношенными считаются дети, которые родились на сроке менее 36 недель. Они делятся на несколько групп: с экстремальной массой тела – меньше 1000 гр при рождении, с очень низкой массой тела от 1500 гр и так далее.

Чем меньше срок гестации, тем больше проблем, связанных с тем, что все органы и системы не успевают сформироваться, созреть – это и центральная нервная система, и пищеварительная, и дыхательная, и сердечно-сосудистая системы, и задача врачей-неонатологов и обязательно сестринской неонатальной группы – создание условий, при которых недоношенные крохи могут адаптироваться к этой жизни, достичь весо-ростовых показателей, как у доношенных детей, с наименьшими проблемами. Когда малыш наберет массу тела более двух килограммов, адаптируется к грудному вскармливанию, покажет хорошие весо-ростовые прибавки и отсутствие состояний, которые требуют продолжения стационарной помощи, тогда врачи могут выписать его домой в семью.

Еще одна задача – научить родителей ухаживать за таким малышом.

«Служба формируется таким образом, что отделения реанимации находятся при роддоме, что позволяет родителям быть в реанимации, участвовать в уходе за ребенком даже на реанимационном этапе, обучаться каким-то навыкам в процессе, – добавляет Константин Владиславович. – Это формирует хороший микроклимат и между родителями, и с медицинским персоналом, это реанимационная помощь, благожелательная к родителям».

Игорь Федоров, зав. кафедрой факультета педиатрии ЮУГМУ, профессор, заведующий отделением детской реанимации ГКБ №1

В год через отделение проходит 250 детей, кроме того, в нем есть второй этап – реабилитации. «Сейчас это считается нормой, а еще пару лет назад это было ноу-хау.

Из этого числа – 80% это недоношенные дети, четверть из них – это «экстремалы» – с экстремально низкой массой тела, выхаживание таких детей – это высочайший пилотаж, который можно только в комплексе решить, – подчеркивает заведующий кафедрой факультета педиатрии ЮУГМУ, профессор, заведующий отделением детской реанимации ГКБ №1 Игорь Федоров. – Многие люди не верят в перспективу «мелких» детей, и что греха таить, и я тоже по началу не верил! Есть чудесный фильм о детях, какими они были при рождении, как росли, кем стали – теперь и я поверил. Этот фильм надо показывать в кинотеатрах Челябинска, чтобы люди знали, это поможет преодолеть стереотип мышления, что если ребенок рождается мелким, шансов имеет мало. Это не 100% идеала, но и не 100% провала. Есть возможность – надо спасать малыша».

Оксана Альмухаметова, заведующая отделением ОриИТ клиники ЮУГМУ

Само отделение реанимации новорожденных клиники ЮУГМУ – достаточно молодое, оно организовано 8 октября 2012 года, но в нем собраны профессионалы своего дела, которые стояли у истоков развития этой службы, поэтому развивалось оно очень быстро.

«Сегодня мы работаем на самых современных технологиях неинвазивной респираторной поддержки, которая позволяет мелковесным детям минимально находиться на поддержке и переходить на самостоятельное дыхание, что позволяет избежать грозных осложнений, – поясняет заведующая отделением ОриИТ Клиники ЮУГМУ Оксана Альмухаметова.

– Одно из наших преимуществ – это сцеженное грудное молоко. С первых минут мы разговариваем с мамой о том, что она нам нужна как помощница в выхаживании малыша. Это помогает им, во-первых, отвлечься от самой проблемы, дает понимание, что реанимация у нас – на жизнь, на надежду, на успех.

Даже первыми капельками молозива мы смачиваем губки малыша, и первое, что он начинает кушать, это сцеженное грудное молоко».

По словам Оксаны Николаевны, дети с очень низкой и экстремально низкой массой тела в 25-26 недель – это неизведанная вселенная, и никто не знает, как их кормить и чем, а молоко мамы соответствует гестационному возрасту ребенка по всем показателям.

Если ребенок не получает грудное молоко, то может развиться такое осложнение, как остеопения – разряженное состояние костной ткани. В смесях нет достаточного количества кальция, фосфора, магния, которое должно усваиваться ребенком, это может быть только в грудном молоке.

«Благодаря нашей лаборатории мы контролируем состояние ребенка, чтобы поймать состояние, когда его можно скорректировать, – добавляет завотделением.

– Из 20 детей, которые сейчас находятся в отделении, все дети недоношенные, из них четверо – с экстремально низкой массой тела, шестеро – с очень низкой массой тела, трое находятся на назальном сипапе и только один на ИВЛ, остальные – на самостоятельном дыхании. Раньше такого, конечно, не было.

К нам попадают женщины с самой тяжелой патологией, и спасибо акушерам-гинекологам, которые их ведут, своевременно оказывают помощь, профилактически назначают стероиды, чтобы дети рождались с более зрелыми легкими, и начиная с подготовительного периода, затем в родзале и далее в отделении мы стараемся, чтобы у наших деток потом было хорошее качество жизни».

Источник: //74.ru/text/health/59994341/

Нервная система младенца

Невралгия у недоношенных

Проблема детского здоровья всегда являлась одной из главных в системе государственных приоритетов. Многогранность ее состоит не только в рождении здорового ребенка, но и создание благоприятных условий для его роста и развития. Большое значение придается разработке системы профилактики и лечения больных детей, в том числе детей с врожденной патологией.

В связи с этим особое внимание уделяется нарушениям, возникающим в антенатальном и перинатальном периодах развития.

Необходимо отметить, что значительно расширились технические возможности диагностической медицины (в том числе ДНК – диагностика), методы визуализации плода, в связи с чем стала возможной ранняя диагностика заболеваний и пороков развития.

Патология раннего детского возраста и особенно новорожденных представляет повышенную сложность для диагностического процесса. В большей степени это относится к неврологическому обследованию. В этом возрасте на первый план выступают общие симптомы, связанные с незрелостью центральной нервной системы.

Морфологическая незрелость центральной нервной системы проявляется особенностью ее функционирования, что характеризуется недифференцированностью ответа на различные раздражители, отсутствием стабильности неврологических реакций и их быстрой истощаемостью.

При оценке полученных данных необходимо учитывать состояние матери как в период беременности, так и в процессе родов.

Нарушения в здоровье матери могут привести к угнетению общего состояния ребенка, ослаблению двигательной активности, угнетению или ослаблению условных или безусловных рефлексов.

Состояние новорожденного может значительно изменяться при внутриутробной задержке развития. Кроме того, при осмотре ребенка необходимо учитывать состояние окружающей обстановки: освещенность, шум, температуру воздуха в помещении и др.

Для окончательной постановки диагноза проводится неоднократное обследование, так как неврологические симптомы, выявляемые в первый раз, могут исчезнуть при повторном осмотре, или, симптомы, расцененные в первый раз как легкие признаки нарушения ЦНС, в последующим могут стать более значимыми.

Оценка неврологического статуса детей первого года жизни, в том числе и новорожденных, имеет ряд особенностей.

Так, отмечается преобладание общих реакций вне зависимости от характера раздражающих факторов, а некоторые симптомы, расцениваемые у более старших детей и взрослых как безусловно патологические, у новорожденных и детей грудного возраста являются нормой, отражая степень зрелости определенных структур нервной системы и этапы функционального морфогенеза.

Обследование начинают с визуального наблюдения за ребенком. Обращают внимание на положение головы, туловища, конечностей. Оценивают спонтанные движения рук и ног, определяют позу ребенка, анализируют объем активных и пассивных движений. У новорожденного ребенка руки и ноги находятся в постоянном движении. Спонтанная двигательная активность и крик усиливаются перед кормлением и ослабевают после него. Новорожденный хорошо сосет и глотает.

При церебральных нарушениях отмечается резкое снижение спонтанной двигательной активности. Резко снижены или отсутствуют сосательные и глотательные рефлексы. Низкоамплитудный высокочастотный тремор подбородка, ручек при крике или возбужденном состоянии новорожденного относится к физиологическим проявлениям.

Новорожденный доношенный ребенок и младенец первых месяцев жизни удерживает преимущественно флексорную позу конечностей, т.е. тонус мышц в сгибателях конечностей преобладает над тонусом в разгибателях, причем тонус в руках выше, чем в ногах и он симметричен.

Изменения мышечного тонуса проявляется мышечной гипотонией, дистонией, гипертонией.

Мышечная гипотония – один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных детей. Она может быть выражена с рождения и носить диффузный или ограниченный характер в зависимости от характера патологического процесса.

Встречается при: врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, хромосомных синдромах, наследственных нарушениях обмена веществ, а также у недоношенных.

Поскольку мышечная гипотония часто сочетается с другими неврологическими нарушениями (судороги, гидроцефалия, парезы черепных нервов и др.), последние могут модифицировать характер задержки развития.

Следует также отметить, что качество самого синдрома мышечной гипотонии и его влияние на задержку развития будут варьировать в зависимости от заболевания. Дети с пониженной возбудимостью, с синдромом гипотонуса вяло сосут, часто срыгивают.

Синдром мышечной гипертонии характеризуется увеличением сопротивления пассивным движениям, ограничением спонтанной и произвольной двигательной активности. При синдроме мышечной гипертонии следует приложить определенные усилия, чтобы раскрыть кулачки или разогнуть конечности. Причем дети достаточно часто реагируют на это плачем.

Синдром гипертонуса встречается при: повышении внутричерепного давления, гнойном менингите, билиарной энцефалопатии, внутриутробной инфекции с поражением ЦНС, после внутричерепного кровоизлияния. У детей с гипертонусом часто возникают трудности с кормлением, так как некоординированы акты сосания и глотания. Отмечаются срыгивания и аэрофагии.

Однако надо заметить, что физиологическая гипертония отмечается у детей первых месяцев жизни. Она возникает вследствие отсутствия угнетающего влияния пирамидной системы на спинномозговые рефлекторые дуги.

Но, если по мере взросления грудного ребенка, отмечается нарастание мышечной гипертонии и появление односторонних симптомов, то это должно насторожить в плане возможного развития ДЦП. Синдром двигательных расстройств у новорожденных детей может сопровождаться мышечной дистонией (состояние сменяющихся тонусов – мышечная гипотония чередуется мышечной гипертонией).

Дистония – проходящее повышение мышечного тонуса то в сгибателях, то в разгибателя. В покое у этих детей при пассивных движениях выражена общая мышечная дистония. При попытке выполнить какое-либо движение, при положительных или эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает. Такие состояния называются дистоническими атаками.

Синдром легкой преходящей мышечной дистонии не оказывает существенного влияния на возрастное моторное развитие ребенка.

Оценить состояние мышечного тонуса может только врач, педиатр и невропатолог, поэтому родители должны помнить, что своевременное обращение к врачу, динамическое наблюдение ребенка специалистами, в срок проведенные необходимые обследования, и выполнение назначений лечащего врача, способны предотвратить развитие каких-либо серьезных нарушений со стороны ЦНС. При оценке неврологического статуса у детей после исследования мышечного тонуса необходимо произвести осмотр головы, измерение ее окружности и сопоставления ее размеров с размерами груди.

Гидроцефалия характеризуется увеличением размеров головы, что связано с расширением желудочковых систем мозга и субарохноидальных пространств за счет избыточного количества цереброспинальной жидкости.

Макроцефалия – увеличение размеров головы, сопровождающееся увеличением массы и размеров головного мозга. Может быть врожденным пороком развития мозга, встречается у детей с фамакозами, болезнями накопления, может быть семейной особенностью.

Микроцефалия- уменьшение размеров головы в следствие малых размеров мозга.

Врожденная микроцефалия наблюдается при генетических заболеваниях, встречается при перенесенной внутриутробной нейроинфекции, алкогольной фетопатиии, пороках развития мозга и других заболеваниях.

Микрокрания – уменьшение размеров головы вследствие замедленного роста костей черепа и быстрой их оссификацией, с ранним закрытием швов и родничков. Нередко микрокрания является наследственно-конституциональной особенностью.

Краниостеноз – врожденный порок развития черепа, который ведет к формированию неправильной формы головы с изменением ее размеров, характеризуется сращением швов, нарушение роста отдельных костей черепа.

Краниостеноз обнаруживается уже на первом году жизни и проявляется различными деформациями черепа – башенный, ладьевидный, треугольный и т.д. Очень важно оценивать состояние родничков. При рождении определяется передний (большой) и задний (малый) роднички.

Размеры родничка индивидуальны и колеблются от 1 до 3 см. Закрывается большой родничок, как правило, к 1,5 годам. Задержка закрытия родничка может быть связана с высоким внутричерепным давлением, особенностями онтогенеза черепа.

Обращают внимание также на наличие гематом, отечности тканей головы, состояние подкожной венозной сети. Нередко у детей первых суток жизни при пальпации обнаруживается отек мягких тканей головы (родовая опухоль), который не ограничен одной костью и отражает физиологическую травму кожи и подкожной клетчатки в родах.

Кефалогематома – кровоизлияние под надкостницу, которое всегда расположено в пределах одной кости. Большие кефалогематомы удаляют, малые рассасываются сами.

Расширенная подкожная венозная сетка на голове свидетельствует о повышенном внутричерепном давлении как за счет ликворного компонента, так и за счет нарушений венозного оттока. Наличие или отсутствие выше перечисленных симптомов может оценить только врач (педиатр или невропатолог), после тщательного осмотра.

В случае найденных им изменений, ребенку, возможно, будет назначено необходимое обследование (НСГ, ЭЭГ, доплероисследование сосудов головного мозга и др.), а также лечение.

После общего осмотра новорожденного ребенка, оценки его сознания, двигательной активности, мышечного тонуса, состояние костей черепа и мягких тканей головы педиатр и невропатолог оценивают состояние черепно-мозговых нервов, безусловные и сухожильные рефлексы.

О состоянии черепно-мозговых нервов у новорожденного можно судить по особенностям его мимики, крику, акту сосания и глотания, реакции на звук.

Особое внимание уделяют органу зрения, так как внешние изменения глаз в ряде случаев позволяют заподозрить наличие врожденного или наследственного заболевания, гипоксического или травматического повреждения ЦНС.

Врачи-специалисты (педиатр, невролог, офтальмолог) при оценке органа зрения обращают внимание на размеры и симметричность глазных щелей, состояние радужки, наличие кровоизлияния, на форму зрачка, наличие экзофтальма, нистагма, птоза и косоглазия. Состояние более глубоких структур глаза (хрусталика, стекловидного тела, сетчатки) может оценить только врач-офтальмолог. Поэтому, так важно, чтобы уже на первом месяце жизни ребенок был осмотрен не только педиатром и неврологом, но и врачом-офтальмологом.

Таким образом, чтобы вовремя диагностировать и в дальнейшем предотвратить серьезные нарушения со стороны центральной нервной системы, родителями должны соблюдаться ряд правил:

  • Обязательная диспансеризация – это консультации педиатра (в течение первого месяца жизни 4 раза в месяц), далее ежемесячно и регулярные осмотры невролога: в 1 месяц, 3 месяца и в год; если возникает в том необходимость, то чаще. Консультации офтальмолога в 1 месяц, 3 месяца и в 1 год, если возникает в том необходимость, то чаще. Проведение скрининг исследования центральной нервной системы (нейросонографии) и проведение других исследований, если есть к этому показания. Неукоснительное соблюдение назначений врачей, наблюдающих ребенка.
  • Рациональное вскармливание.
  • Соблюдение санитарно-гигиенического режима.
  • Физическое воспитание (массаж, гимнастика, закаливание).

Источник: //www.imma.ru/polezno/pediatriya/nervnaya-sistema-mladenca

Детские тики: симптомы, причины, лечение

Невралгия у недоношенных

Вы заметили, что ребенок чаще обычного стал моргать, подергивать плечиками и подкашливать? Возможно, это проявления тиков. Почему они возникают и как правильно их лечить, расскажет главный детский невролог Минздрава Тверской области Галина Анатольевна Зуева.

Что такое тики?

Тики – это непроизвольные насильственные движения, которые возникают в тех или иных группах мышц.

Тики чаще всего встречаются у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Это связано с дозреванием подкорковых отделов головного мозга, которое завершается чаще всего к семи-восьми годам.

Если по каким-то причинам в организме ребенка вырабатывается чуть больше активирующих (или, наоборот, меньше тормозящих) нейронов, чем требуется, а режим двигательной и прочей нагрузки не соблюдается, тогда у него начинаются проблемы. Это может быть синдром дефицита внимания с гиперактивностью, либо нарушения сна, либо – тики.

С трех-четырех лет ваш малыш начинает очень активно расти и познавать мир. Чтобы познавательная функция была быстрая, чтобы он усваивал большое количество информации, а головной мозг созрел, ребенку нужно много активирующих нейромедиаторов.

Он должен успеть везде залезть, спрыгнуть, посмотреть, заговорить, проговорить, задать кучу вопросов, понять и усвоить все услышанное.

Если активирующие нейромедиаторы расходуются правильно, то ребенок развивается гармонично: он шустрый, но при этом может себя контролировать, соблюдать правила, проявить усидчивость на время занятий в детском саду. Совершенно нормально, что ваш ребенок активный, любознательный, быстрый.

Когда малыш не использует эти нейромедиаторы на движение, общение, обучение (например, он целый день сидит дома, его не выпускают гулять на улицу), тогда могут возникнуть различные проблемы: синдром гиперактивности, нарушение сна, проблемы с поведением.

Итак, чтобы ребенок правильно развивался, он должен много бегать, лазить, разговаривать, познавать окружающий мир, испытывать различные эмоции.

Это формирует пространственно-образное мышление, моторику, синхронность работы двух полушарий, развивает мозг и при этом правильно растрачивает все выработанные нейромедиаторы активности.

В возрасте 3-5 лет ребенок шустрый, он быстро переключается, но при этом справляется со своими задачами: если ему надо посидеть, он будет нормально сидеть, заниматься, что-то делать. Это стандартное развитие ребенка, которое должно быть.

Виды тиков у детей

Чаще всего у детей в возрасте 3-6 лет бывают моторные тики и вокальные.

Моторные – это тики, связанные с движением: моргание, мигание, зажмуривание, передергивание носом, одергивание одежды, поведение плечами и т.д.

Вокальные – тики, связанные с дыханием. Это всевозможные подхмыкивания, подшмыгивания, покашливания, посвистывания. Кстати, частый случай в моей практике: ребенок долго покашливает, его водят по врачам, ищут причину, а на самом деле у него вокальный тик, лечить который нужно у невролога. Это необязательно окажется тик, но такое тоже встречается, и это нужно учитывать.

Достаточно часто встречаются сочетания нескольких тиков. Например, моргание, подергивание уголками носика и поведение плечами одновременно. Тики могут быть и более выраженными, когда в момент тикозного расстройства задействованы определенные группы мышц, так называемые сегментарные тики.

Может иметь место сочетание моторного и вокального тика – например, моргает глазами и похмыкивает одновременно. При этом он может самостоятельно задержать проявление тика на некоторое время (до нескольких секунд) и повторить его по просьбе.

Это так называемое дублирование, что является отличительной чертой тиков от других видов навязчивых движений – гиперкинезов.

Отдельный, самый сложный, случай генерализованных тиков – синдром Туретта, когда тикозные проявления возникают во множественных группах мышц, когда у одного и того же ребенка присутствует несколько разновидностей вокальных тиков. Они сильно выражены и доставляют ребенку большие неудобства. В этом случае обследование и лечение у невролога строго обязательны.

Тики бывают транзиторными, т.е. появились, некоторое время наблюдались у ребенка, а затем проходили. Но если тики продолжаются более года, то это уже хронические тики, поэтому обязательно требуется обследование и лечение.

Причины тиков у детей

Как мы уже говорили, это поражение подкорковых образований в головном мозге ребенка. Он может быть обусловлен особенностями развития головного мозга или быть поврежденным каким-то фактором.

Малоподвижный образ жизни – один из самых частых провоцирующих факторов возникновения тиков. Когда ребенок недостаточно активен, он расходует не все нейромедиаторы активности. Мышцам нужно двигаться, а они этого не получают. Как следствие, возникают тики.

Ребенок обязательно должен бегать, причем лучше не по ровной асфальтовой дорожке, а по лесной тропинке, где нужно где-то подлезть под дерево, пробежать по бревну, отвернуться от корня. Все это лучше формирует нервную систему, помогает развивать пространственно-образное мышление.

Нет возможности поехать в лес? В парке сойдите с ровной дорожки и гуляйте по земляной тропинке, только оденьтесь соответствующе, чтобы и вы, и ваш малыш чувствовали себя комфортно. Это одна из частых ошибок родителей: они часами гуляют в парках, ходят нарядные по дорожкам, но от этого пользы мало. Гораздо полезнее, чтобы ребенок был ближе к природе, изучал, познавал.

А множество эмоций, которые он при этом получает, правильно расходуют заложенную в нем энергию. Когда ребенок сидит целый день дома с планшетом, у него эта энергия накапливается, а затем выливается в драки, непослушание и тики в том числе.

Особенно подвержены тикам дети с дефицитом внимания. Из-за болезни у них и так есть сбой в формировании нейромедиаторов, а когда мы не даем им всю эту энергию полноценно расходовать, то появляются различные проблемы: головные боли, бессонница, тики.

Неблагоприятная психоэмоциональная среда – еще одна частая причина возникновения тиков у детей.

Например, если ребенку очень не нравится ходить в детский сад, что вызывает в нем отрицательные эмоции и создает большой стресс, а у родителей не находится времени обговорить с ним эту ситуацию, объяснить ее, договориться. В этом случае нервозность ребенка также может получить побочный выход в виде тика.

К стрессу может привести и какая-то непростая ситуация в семье, скажем, когда родители требуют от ребенка высоких результатов по всем предметам, формируя так называемый синдром отличника. Малыш боится не справиться, на нем лежит большая ответственность, в итоге возникают неврозы, тики, чаще всего вокальные. Причем они могут сохраняться надолго, проявляясь в стрессовых ситуациях.

Частая причина возникновения тиков – расхождение взглядов на воспитание ребенка в одной семье. Когда, например, родители относятся к нему строго, а бабушка с дедушкой, напротив, потакают всем капризам. Ребенок перестает понимать, как нужно вести себя, и это приводит к неврозу.

Все это касается обычных тиков у детей в возрасте от 4 до 6 лет. Но бывают и более трудные случаи. Если тики появляются у детей старше семи лет, то причина уже не в обычном дозревании организма, а в какой-то патологии.

Это может быть последствие перенесенных частых ангин, стрептококка, когда возникает аутоиммунный процесс, который повреждает подкорковые образования и дает сбои в виде различных тиков или гиперкинезов. Их нужно обязательно лечить.

Также причиной могут стать последствия перенесенных частых мононуклеозов, этот вирус также нередко поражает подкорковые ядра.

Есть ряд наследственных заболеваний, вызывающих тики. Они встречается редко, но тем не менее. Например, болезни, связанные с нарушением правильного расщепления меди, железа.

Среди них болезнь Вильсона-Коновалова, при которой медь начинает откладываться в печени и прочих внутренних органах, в том числе в подкорковых образованиях головного мозга и приводит к различным видам гиперкинезов, тиков.

Эти заболевания обязательно исключаются у детей с тиками.

Когда необходимо лечить тики у детей?

Если это единичные простые моторные тики у ребенка в возрасте от 4 до 6 лет, они редкие и не мешают малышу жить, то вероятнее всего это связано с небольшим переизбытком нейромедиаторов. Такие тики можно не лечить, они сами пройдут через год-два.

Однако если тики частые, мешают ребенку сосредотачиваться, то, конечно, это нужно обследовать и лечить.

Особое внимание обратите на тики, которые появляются у ребенка после 7-8 лет. Их обязательно нужно обследовать и выяснить причину возникновения.

Надо сказать, что тики хорошо лечатся. Сейчас достаточно много качественных препаратов. Здесь важно, чтобы врач грамотно подобрал нужное лекарство и дозировку.

Для лечения тиков применяется особая схема приема препаратов, дозировка здесь несколько выше обычной, но не стоит из-за этого переживать – препараты хорошо переносятся и не повредят здоровью ребенка.

Иногда при хронических тиках лекарства даются на весь учебный год.

Профилактика тиков у детей

Соблюдайте эти нехитрые рекомендации, и ребенок будет расти здоровым и счастливым.

Гуляйте с ребенком как можно больше. Хорошо, если он будет бегать не только по двору или ровной дорожке, но и по земляным тропинкам с какими-то небольшими препятствиями. Для этого достаточно в парке сойти с главной аллеи и отправиться изучать лужайки.

Изучайте природные явления. Слушайте звуки природы, учите ребенка различать их, познавайте вместе с ним законы окружающего мира. Все это не только разовьет мозг малыша, но и поможет ему с пользой расходовать нейромедиаторы и справляться со стрессами.

Играйте с ребенком в активные игры. Нормальным считается, когда малыш в возрасте от 2 до 5 лет проводит в активном движении около 10 часов в день.

Скажем, он позанимался, порисовал, потом побегал во дворе, поиграл с собакой, покатался с горки, исследовал что-то, познакомился с кем-то на площадке, поговорил, потом отдохнул и снова побежал играть.

Тогда нейромедиаторы будут расходоваться правильно и у ребенка не будет проблем ни со сном, ни с нервозностью, ни с поведением.

Разговаривайте с ребенком. И это очень важный пункт. То, о чем многие родители часто забывают. А тем временем именно беседы с малышом способны решить многие неврологические проблемы.

Важно не просто говорить с ребенком, но и слушать то, что он говорит вам в ответ. Уже с двух лет малыш имеет полное право принимать какие-то решения, что-то выбирать – например, в какой футболке пойти на прогулку или какого цвета взять игрушку.

Давайте ему возможность участвовать в жизни семьи, прислушивайтесь к его мнению.

Нужно понимать, что мнение это должно быть аргументированным, то есть не просто «я хочу», а «я хочу, потому что…» Это не только поможет вам создать и сохранить доверительные отношения со своим ребенком, но также сохранит ему здоровье и избавит его от множества поведенческих проблем.

Удачи Вам и Вашим детям!

Источник: //kdb2tver.ru/tsentr-detskoj-nevrologii-i-mr/informatsiya-dlya-roditelej/44-080817-1

МедСтраница
Добавить комментарий